Демонстративное потребление

(англ. conspicuous consumption) – термин, введенный американским экономистом и социологом Торстейном Б. Вебленом (Thornstein Bunde Veblen) в его книге «Теория праздного класса» (Theory of the Leisure Class) (1899), русский перевод – 1984.

Означает значительные траты на товары и услуги, которые совершаются с единственной целью – продемонстрировать окружающим собственное богатство. С точки зрения потребителя (по мнению Веблена) подобное поведение помогает добиться, поддержать и продемонстрировать высокий социальный статус.

Веблен разделяет демонстративное потребление на два принципиально различичающихся паттерна:

1. Денежное соперничество (англ. pecuniary emulation) – поведение характерное для бедных, когда посредством покупок роскоши, они стремятся к тому, чтобы окружающие принимали их за богатых.  Основной мотив: «Хотелось бы, чтобы приняли за богатого»! Отсюда – оставить всю зарплату в ресторане за один вечер, продать квартиру, чтобы отгулять свадьбу и т.п.

2. Завистническое сравнение (англ. invidious comparison) – богатым важно при помощи покупки продемонстрировать свое отличие от бедных и вызвать зависть последних. Основной мотив: «Ни в коем случае не быть принятым за бедного»! Отсюда – заплатить за всех в ресторане, публичная благотворительность и меценатство и т.п.

Подробнее:

Theory of the Leisure Class by Thorstein Veblen: http://www.gutenberg.org/ebooks/833

Т. Веблен. Теория праздного класса: http://socioline.ru/pages/t-veblen-teoriya-prazdnogo-klassa



Рекомендуемые статьи по теме